Дефектолог (Тифлопедагог)

Дефектолог (Тифлопедагог) - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание детей c нарушением зрения с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

  Основные направления коррекционно- педагогической работы тифлопедагога.

 

 I Коррекционно – развивающая работа

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Профилактика и преодоление вторичных отклонений.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Развитие несенсорных функций.

 

II Поддерживающая лечение коррекционная работа

1.Соблюдение зрительного режима.

2.Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах.

3.Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения.

В соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

 Тифлопедагог проводит разные типы коррекционных занятий:

  • формирование предметных представлений и способов обследования предметов;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • формирование умений и навыков пространственной ориентировки
  • развитие восприятия глубины пространства;
  • развитие восприятия сюжетных изображений;
  • развитие зрительно-моторной координации.

Занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими косоглазие и амблиопию, теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом, который осуществляют врач-офтальмолог и сестры-ортоптистки. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоптическом) на коррекционных занятиях используется  дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

 

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ   ГИМНАСТИКА

      Гимнастика для глаз является обязательной частью занятия для детей с нарушением зрения и проводится  на 7 — 10  минуте активной зрительной работы (аппликация, рисование, раскрашивание, рассматривание картинок с мелкими деталями рисунка, игры с мелким конструктором, собирание пазлов и т.д.)  для детей младшего дошкольного возраста и на  13 — 18 минуте для  детей старшего дошкольного возраста. Для детей с тяжелыми зрительными патологиями время непрерывной зрительной работы вблизи значительно ограничивается.  Под влиянием систематически выполняемых упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, при этом существенно улучшается кровоснабжение глаза, что способствует предупреждению нарушений зрения и глазных заболеваний.

Назначение этих упражнений — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении конкретной трудовой операции и, наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.  Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век.

Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного, регулярного выполнения в течение длительного времени.

Методика проведение зрительной гимнастики:

 Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, крупным, но  не очень большим.

Предмет для прослеживания показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой родителя и окружающей обстановкой.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.

Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Виды зрительной гимнастики:

 Зрительная гимнастика условно  делится на несколько видов в зависимости зрительной патологии детей:

  • Гимнастика, для снятия зрительного утомления;
  • Гимнастика, направленная на укрепление  аккомодационных  мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);
  • Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.

Статью подготовила Свиридова Ж. А.

Телефоны горячих линий

по Белгородской области (код (4722)

  • Управления образования: 32-68-95
  • УСЗН администрации: 33-35-93
  • Уполном. по правам человека: 32-45-80
  • Психологическая помощь: 32-45-80
  • Управления здравоохранения: 90-17-13
  • Санэпидемстанция: 39-99-99
  • Росподребнадзор: 34-10-73
  • Телефон доверия:33-43-90

Скачать

 

 

 

 

Контактная информация

Адрес

308000, г. Белгород, Народный бульвар, дом 93-а

График работы

Понедельник – пятница с 7.00 до 19.00

Заведующий +7(4722) 35-63-57
Телефон  общий: +7(4722) 32-00-26
E-Mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.